Материалы прессы

Новости
Из первых рук
Материалы прессы
Газеты и журналы
Журнал FORBES
Журнал Домашний Очаг
Интернет-издания
Информационные агентства
Пресс-конференции
Радио
Телевидение
Я - Хакамада
МАСТЕР-КЛАССЫ
КНИГИ
КИНО
КОЛЛЕКЦИЯ ХАКАМА
История общественной деятельности
История политической деятельности
« август, 2017 »
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Наша кнопка

Пресс-конференция Ирины Хакамада в издательстве "АиФ"

- Как можно в самых общих чертах обрисовать современное положение России?

- Я бы определила так сегодняшнее состояние внешней политики. Внешняя политика в России наконец обрела свое лицо. Во внешней политике впервые увязаны стратегические и тактические интересы России. И самое главное внешняя политика перестала носить самостоятельный характер, отрванный от политики внутренней.

И я думаю вот эти три составляющие являются исторически значимыми для России, потому что если сложить всё, что мы делаем, понятно, что инструмент внешней политики становится мощнейшим инструментом в обеспечении целостности реформ в достижении некоего консенсуса в обществе по главным целям. Это прежде всего улучшение жизни людей, как это ни странно.

Впервые Россия пытается это решить, примкнув к клубу развитых стран. Одни оценивают прошедшие саммиты: Буш – Путин, саммит Россия - НАТО, саммит Россия – Евросоюз, как неэффективные. А я в отличие от моих оппонентов считаю, что мы получили даже больше, чем мы могли ожидать получить прежде всего от саммитов Россия – НАТО, Россия – ЕС. Россия – НАТО: впервые мы определили свои стратегические интересы с Америкой и со странами НАТО и создали соответствующие инструменты.

Еще совсем недавно советник по национальной безопасности Америки Кондолиза Райс говорила о том, что Россия страшна не своим ядерным оружием, а своей слабостью, но при этом все ровно является для нас не партнером, а скорее врагом, звучали именно такие ноты. И что никогда Россия не может быть, во всяком случае в данное время, стратегическим союзником США. И вот проходит достаточно короткое время, и это связано не только с событиями 11 сентября, потому что Россия, совершив правильные шаги 11 сентября, не могла их совершить случайно, попасть в точку. Она сделала абсолютно правильные шаги потому, что эта концепция готовилась раньше.

Сейчас уже подписано на саммите с американским президентом не только договор об ограничении стратегических вооружений, которые носят переходный характер, потому что в дальнейшем еще надо будет отрабатывать как будут использоваться ядерные вооружения, которые будут списываться, но самое главное - подписана декларация о стратегическом сотрудничестве между Россией и Америкой, где зафиксировано достаточно много пунктов очень интересных, которые касаются и координаций действий в конфликтных точках, в региональных конфликтах, координации действий сотрудничества в области вооружений. И даже в области военной реформы. И это очень значимо, потому что в этой декларации впервые объявлено Россия – США как две страны, котрые имеют общие стратегические интересы. То же самое Россия и Евросоюз.

Никто не ожидал, что мы получим статус рыночной экономики с такой скоростью. Осенью это будет уже решаться. Зафиксировано предоставление нам статуса рыночной экономики на 14 июня, Евросоюз уже объявил, к осени мы закончим все процедуры. То есть мы не ожидали даже, что Евросоюз пойдет так быстро, и здесь умело была разыграна карта, опережающего и более интенсивного диалога с США, которые имеют огромное влияние несмотря на самостоятельность Европы на принятие решений Евросоюза. Достаточно сильный публичный диалог о том, что Европа отстает, ведет себя пассивно, не формирует свои интересы, в результате подобной интриги мы теперь получили возможность реализовать наконец нашу главную тактическую задачу - войти в ВТО в 2003 году страной, имеющий рыночный статус экономики.

Во-первых, это означает, что мы будем работать в стандартных условиях с учетом переходных периодов для ключевых отраслей, которые подвергнутся наибольшим рискам. Все равно на нас будут распространяться все стандартные процедуры в защиту наших интересов. И самое главное, что в этом случае уже в сентябре-октябре начнется пересмотр 14 антидемпинговых ограничений, которые существуют на европейских рынках по отношению к нашим товарам. Это касается и металлургии, это касается химической промышленности, экспорта удобрений и т.д. И стоимость всех этих ограничений составляет около 250 млрд рублей.

Если учесть, что сейчас правительство и Дума будут спорить по суммам например необходимости выполнения увеличения довольствия военнослужащим и выплаты пенсий повышенной военнослужащим и сумма проекта стоит 26 млрд рублей из-за этого идут споры: то ли трогать резерв, то ли сокращать статьи, которые было обещано профинансировать в 4 квартале, то вот эта сумма, она выглядит просто грандиозной по сравнению с этими задачами.

Фактически Россия добилась реализации своих экономических интересов. Поэтому часто задают вопрос: что сегодня делает Россия? С одной стороны, правые и Путин фактически сошлись на этом тренде внешней политики как люди здравого смысла. Которые прекрасно оценивают состояние России, и мы считаем, что диалог о величии России сейчас вести абсолютно неперспективно и неисторично. Главный сигнал наших оппонентов после того, как мы так жестко пошли по западному пути: есть ли у на шанс остаться великими. Потому что эти сильные державы, они фактически используют наши рынки, чтобы смять нас окончательно.

А я с этим абсолютно не согласна, потому что на самом деле решается исторический вопрос о том, сможет ли Россия существовать на сегодняшней карте в том состоянии, в котором она есть, через 10 – 15 лет. Потому что России требуется очень серьезное повышение эффективности экономики. И требуется такая слаженность в проведении административной реформы, военной реформы, бюджетной реформы, реформы управления России с точки зрения административного управления.

Одновременное продолжение налоговой, валютной, банковской, финансовой, аграрной. Понятно, что это сделать сразу, одновременно не возможно, понятно, что в России для этого еще не достаточно потенциальных сил, носителей этих знаний и носителей этой власти. Даже внутри самой власти очень мало союзников у такого пути по той причине, что фактически Россия за 10 лет совершила процесс первоначального накопления капитала. И сейчас в условиях убыстряющих темпов глобализации ей для того, чтобы формировать нормальную, социально ориентированную экономику необходимо изменить и соотношение общества и власти, государства. Россия как была страной, где правящим классом является бюрократия, так этой страной и осталась.

И встает вопрос в условиях глобального мира: а сможет ли Россия это сделать изолированно? За счет того, что она создает свои собственные модели. Я думаю, что это не возможно. Ясно, что должен быть собственный путь, ясно, что он будет носить специфику национального строительства, нести на себе специфику национальной культуры того, что осталось в наследство. Но необходимы всё-таки принципы, которые берутся или из мира как бы севера или из мира юга. А те, кто нас критикуют, считают, что Россия себя уничтожает походом на запад а на самом деле ничего не предлагает вместо.

Ведь есть же несколько моделей строительства эффективных экономик и политических структур.

Есть ислам. Как способ не только религиозного, но и государственного управления. Всем ясно, что для России страны с достаточно сильными европейскими традициями такой путь уже не возможен.

Есть возможность построения китайского пути, который сейчас цитируется везде и всюду. Что там темпы роста намного выше. Мы должны прекрасно понимать, что эти темпы роста в абсолютном значении намного выше, чем в России. Но если это разделить на количество населения. То окажется, что Китай проходит всего лишь путь индустриализации, выхода на просто более-менее средний уровень жизни людей, которые очень даже чаще, чем в России, прозябает в дикой бедности, которая никак не относится к уровню жизни в России, и поэтому именно с такой низкой базы - такие высокие темпы. Понятно, что мы не можем вернуться в ту же реку и выстроить коммунистическую партию, которая, как в Китае, будет централизованно править и формировать при этом рынок. У нас не родился в свое время Дэн Сяопин, из Горбачева его не получилось, и этот путь уже ушел.

Есть еще опыт Пеночета. С одной стороны, "чикагские мальчики" - западная модель экономики. С другой стороны, жесточайшая диктатура. И под давлением всего и вся они должны проводить жесткое решение одной команды с использованием рыночной экономики. Здесь опять в России за 10 лет произошли уникальные политические трансформации, и все демократические инструменты базируются всё-таки на частной собственности и на формировании уже свободного населения.

Новое поколение, оно вообще абсолютно другое. Путь рыночной диктатуры тоже в России не приемлем. И если проанализировать всё это, то понятно, что сегодняшний путь на Запад – это не национальная идея России, это просто самый эффективный инструмент внести в нашу Россию новые стандарты, по которым мы можем эффективно работать, новые стандарты количества власти в России, это очень важно. Фактически антибюрократическая борьба и антибюрократическая революция возможна только в условиях глобального мира, Россия самостоятельно с этим не справится, потому что среднего класса не хватает ещё для этого.

Серьезно изменить монополизированную экономику в сторону более конкурентной и рыночной и выстроить на этой базе более реальную политическую систему. Когда она не имитирует демократию и свободу, а когда она базируется на действительно развитом социально структуризированном обществе. Это мы конечно можем сделать только одновременно конкурируя, отстаивая свои национальные интересы, при этом ведя торг с западными странами, но как бы входя в этот глобальный мир, понимая все его отрицательные последствия. Это касается и отсутствия социального проекта в глобальном мире, давления транснациональных монополий, это касается усиления полярности бедности и так далее. Но мы от этих проблем не уйдем, даже если повернемся к этому явлению спиной. Наоборот потеряем эффективного инструментария.

Мне кажется, что результаты этих саммитов нельзя считать окончательными. Нельзя уже точно подводить итоги. Проблем будет очень много потому, что это только базовая сфера, с которой мы начинаем, войдя в этот глобальный мир, решать свои проблемы, проблемы глобального мира и отвечать на новые вызовы. Здесь конечно очень важно не переоценивать свои успехи. Нам придется очень серьезно бороться за свои интересы, это показал Калининград. Предстоит сложный диалог: Союз цивилизованного северного мира (Северная Америка, Япония и Европа) а с другой стороны - Азия. Это Азия, это юг, это конфликты. Здесь мы можем занять достойное место в качестве посредников. Что сейчас осуществляется Путиным по итогам этого саммита. Теперь начинается старт, когда Россия наконец себя позиционировала, когда она связала свои внутренние интересы национальные, свою внутреннюю политику с внешней. Никто не отменял конкуренции, и никто не отменял противоречия между различными государствами особенно при разделе рынка.

ХХI век – это век, когда геополитическое влияние не будет играть никакой роли. СПС имеет право сказать, что мы фактически угадали историю, мы долго боролись. Наши позиции совпали, сразу после 11 сентября мы заявили о том, что необходимо в рамках коалиции создавать новые инструменты во взаимоотношениях с НАТО. Россия, я считаю, вообще должна двигаться, входить в НАТО, спасать его как организацию, которая будет бороться с новыми вызовами. Потому что НАТО испытывает сейчас кризис. Америка делает, что угодно, больше консультируется с Россией. А большинство стран НАТО не участвуют в этом процессе.

Сегодня выигрывают как державы в ХХI веке государства, способные отстаивать свои интересы и решать проблемы глобализации, находясь внутри глобализационных процессов. Обеспечивая этот ресурс своего человеческого интеллектуального потенциала. России необходимо аккумулировать свой интеллектуальный потенциал очень высокого качества и вложить туда силы для того, чтобы мы могли соревноваться. И с этой точки зрения геополитические амбиции наши должны заключаться только в одном: если мы не хотим, чтобы Россия распалась, главная задача сохранить Россию, а сохранить можно только за счет эффективной конкурентоспособности. Само главное, идя в Европы, пересекаться со всеми странами, идущими по этому пути. Объединять свои экономические ресурсы. Надо найти общие интересы. Россия должна себе поставить задачу, во-первых, удержать сегодняшние масштабы. Во-вторых, стать экономически эффективной.

- Каково стратегичеекое направление развития России?

- Впервые внешняя политика становится внутренней. Горбачев реализовывал прозападную линию и при этом не был связан с преобразованием рыночной экономики. Сегодня внешняя политика становится ясной, понятной, позиционированной между Азией и Европой мы выбрали Европу. Между Западом и Востоком мы выбрали Запад в стратегическом плане. Мы выбрали себе клуб. При этом Индия, Иран, Китай отвечает тоже нашим интересам, но в тактическом плане. Поэтому мы эффективно поддерживаем работу шанхайской пятерки.

Мы будем вести переговоры с Китаем. Китай торгует больше с Западным миром. Я считаю, что закон о гражданстве, который принят, противоречит стратегическим интересам России. Бороться с наркотиками надо специфическими методами, этим занимаются силовые ведомства. Теперь нам очень трудно разговаривать со странами Балтики. У нас теперь жесткие условия о предоставлении гражданства им. У нас поток в одну сторону. Молодежь уходит туда, к нам никто не приходит. У глобализации много отрицательных последствий. Но с ними надо бороться.

Государству нужно отменить льготы: бесплатные машины, дачи... Чиновник тоже нужен, его зарплата должна соответствовать его способностям.

- Каков, на Ваш взгляд. механизм разрешения проблемы Калининграда?

- Я считаю, что предоставление шенгенской визы для всех жителей Калининграда – это нормально. Не все калининградцы хотят уезжать.

- Почему Россия должна идти именно по западному пути?

- Мы должны принять западные стандарты работы: независимая эффективная судебная система, некоррумпированная. Мы на начальной стадии. Работа в реальном секторе – это всегда кредиты, это всегда в долг. И если банки неэффективно работают, то ничего не происходит. Произвол бюрократии касается не только малого бизнеса, он существует на всех уровнях. Последнее, корпоративная культура. Это та среда, в которой существуют западные предприятия столетиями. Необходимо вхождение в западный мир, с помощью международных договоров вхождения в ВТО, приближение к Евросоюзу. Чтобы мы могли создавать такие механизмы вместе.

На саммите была подписана энергетическая декларация. Это знаковый момент.

- Депутат Госдумы от фракции СПС Владимир Семенов предложил принять закон о легализации занятия предпринимательством для депутатов. Ваше к этому отношение?

- Я исхожу из того, что лучше всё легализовать. Принять закон и соблюдать его. Но это слишком либерально для сегодняшней России, поэтому мы закон Семенова не поддерживаем.

- Почему столь насторожено относится Запад к российским переменам во внешней политике?

- Запад боится, что повторится Ельцин - Клинтон. Здесь ситуация другая. За Буша очень сильно работает команда. Она выстраивает его отношения с Россией, а со стороны России Путин работает самостоятельно, он является инициатором процесса. Если даже Буш захочет что-то эмоционально подписать, его команда не позволит ему это сделать. Каждый решает свои национальные задачи, используя глобальный мир. Каждый борется очень консервативно за свою страну.

- За кого вы будете болеть на матче Россия-Япония?

- Я буду голосовать, простите, болеть за Россию, хотя японцы меня удивили. Вот еще один пример того, что в глобальной экономике и в жизни нет проигрышей и выигрышей, другое дело, кто как их понимает...