Skip to main content

Все эксперты сошлись в прогнозах содержания Послания Президента Федеральному Собранию. Консолидация нации в борьбе с терроризмом и экономика. В этом тандеме политика тянет экономику, а не наоборот. Причем тянуть может как вниз при росте военных расходов в ущерб доходам населения, так и вверх, заставляя принимать меры по повышению эффективности экономики в жестких условиях внешних вызовов.

Так и получилось. В Послании, с одной стороны, президент еще раз подчеркнул лидерскую роль России в борьбе с мировым терроризмом и был резок в оценке других участников процесса. С другой стороны, неожиданно перешел на более либеральный язык при анализе экономических предложений. Логика понятна: выдерживать санкции и антисанкции, низкие цены на нефть, мировую рецессию и находить дополнительные средства на ведение военных операций — задача непростая даже для лидеров мирового роста ВВП, а для нас — кое как посильная на короткий период, а в стратегическом плане так и вовсе разрушительная. Как накормить бедных, улучшить показатели бюджета, снизить инфляцию, поддержать несырьевую индустрию и т.д.? Список бесконечный. Как вопрошал экспертов ведущий РБК: где деньги? И внятного ответа не получил.

Обратимся к теории вопроса. Толчок экономике дают несколько групп направлений. Группа условий: судебная защита прав частной собственности, стабильность налоговой системы по ставкам и администрированию, минимизация коррупции, доступная инфраструктура. Группа отраслевая: преимущество отраслей с высокой долей добавочной стоимости, включая инновационную экономику, минимум 50% доля малого и среднего бизнеса, рост экспортноориентированных  предприятий и импортозамещения. Группа управления: стимулирование создания рабочих мест, демонополизация и ограничение тарифов естественных монополий, поддержание точек роста, макроэкономическая стабильность.  Короче, простенько так, всем ясно давно. Тем более тем, к кому обращено Послание. Что предложил Президент по всем группам, попробую обобщить.

Президент начал с указания на коррупцию и необходимость наряду с наказанием за крупные хищения смягчить статьи по мелким преступлениям. Фактически, указано на то, что или уже было или долго обсуждалось: декриминализация статей уголовного кодекса, расширение роли суда присяжных, снова призыв правоохранительных органов сбалансировать контроль, не кошмарить бизнес. Мантра, повторяющаяся из года в год. Воз так и не сдвинулся.

Вторая группа: призыв стимулировать новую структуру экономики с упором на малый бизнес и перерабатывающую промышленность. С помощью госпрограмм поддержать строительство, ж/д, машиностроение, автомобилестроение, лёгкую промышленность. Лицо министра финансов погрустнело сильно в этот момент и понятно почему. Особенно, когда Президент потребовал одновременно установить предел дефицита бюджета в 3%.

Третья группа: стимулы.

— заморозить ставки налогов,

— увеличить фонд развития промышленности, выдающий кредиты по доступной ставке, до 20 млрд. рублей,

— в рамках инвестиционного контракта ввести нулевую ставку налога на прибыль на усмотрение регионов при сохранении федеральных субсидий

— право правительству закупать до 30% продукции по этим контрактам вне конкурса

— стимулировать несырьевой экспорт, развивая госпомощь в создании инфраструктуры и продвижении экспорта.

Вопрос денег встает уже нереально! Ответ Президента — внутренние инвестиции. Залежались денежки в сбережениях. Президент предложил развить рынок корпоративных облигаций и освободить купонный доход населения и других инвесторов от налогов.

Ну вот и все. Учитывая социальную сферу, расходы огромные и «здесь и сейчас». А доходы… Но точно не сейчас.

Вывод: экономическая часть Послания звучит очень либерально, но по сути своей, опирается на государственную помощь. Где деньги? Вопрос завис в воздухе.

http://lenta.ru/columns/2015/12/04/speech/